Программа обучения


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ФИНСКАЯ ШКОЛА ФИГУРАНТОВ В РОССИИ»
для подготовки помощников судьи в защитном разделе в системе РКФ

Разработана в соответствии с типовыми программами кинологических
курсов для подготовки специалистов по рабочим качествам и спорту
в системе РКФ.

1. Требования к обучающимся
1.1. Желающий пройти обучение по программе «Финская школа фигурантов в России» должен соответствовать следующим требованиям:
–    возраст – не моложе 16 лет;
–    наличие среднего, среднего специального или начального профессионального образования;
–    отсутствие противопоказаний по здоровью.

2. Цель обучения
Профессиональная подготовка фигурантов, которые способны корректно и безопасно обучать собак по программам защитного раздела IPO и ЗКС, выполнять в единой манере и безопасно элементы защитных разделов дисциплин на различных мероприятиях.

3. Организационно-методические данные программы
Общая трудоемкость программы рассчитана на 2 года.Обучение является модульным и цикличным: в течение каждого года проводится как минимум 2 (две) встречи, посвященные теоретической подготовке и практическому обучению студента работе с собаками с акцентированием внимания на эмоциональном состоянии собаки в процессе подготовки (тренерский лагерь) и 1 (одна) встреча, посвященная развитию технических навыков студентов для работы на испытаниях и состязаниях (технический лагерь).
На всех уровнях программы преподавателями после практических занятий даются групповые и индивидуальные теоретические задания. В процессе всего обучения преподаватели уделяют внимание таким факторам, как отношение студента к своему делу и уважение к труду проводников. Эти факторы так же учитываются при принятии преподавателями решения допустить студента к окончательным экзаменам, то есть при предоставлении студенту возможности получить «Сертификат Выпускника Финской школы фигурантов в России».
Каждый обучающийся может формировать собственный график обучения, набирая необходимое число участий в тренерских и технических встречах, а также осваивая необходимые теоретические разделы.
Для успешного завершения всей программы обучения и получения «Сертификата Выпускника Финской школы фигурантов в России» студент должен пройти три уровня подготовки, базирующихся на участии в тренерских и технических встречах.
Программа обучения различается для студентов, имеющих звание РКФ «Помощник судьи в защитном разделе» и не имеющих этого звания.
3.1. Программа обучения для студентов, не имеющих звание РКФ «Помощник судьи в защитном разделе».
Кратко структура программы представлена в таблице 1.
Основное отличие этой программы заключается в том, что параллельно с обучением на тренерских и технических встречах студент осваивает теоретический материал, необходимый для получения Свидетельства об окончании «Финской школы фигурантов в России», который является одним из документов, который может быть предоставлен для присвоения звания РКФ «Помощник судьи в защитном разделе».

Таблица 1

Программа «Финская школа фигурантов в России»

Наименование модулей

Форма
контроля

Результат

УРОВЕНЬ 1. БАЗОВЫЙ

Тренерский лагерь

 

 

Теоретические вопросы

Зачет

Перевод
на Уровень 2

Практическая работа

Зачет

Технический лагерь

 

Теоретические вопросы

Зачет

Практическая работа

Зачет

Общеобразовательные дисциплины

 

Лекции

Зачет

Контрольные работы

УРОВЕНЬ 2. ПЕРЕХОДНЫЙ

Тренерский лагерь

 

Выдача
Свидетельства об окончании курсов РКФ«Финская
школа фигурантов в России»

 

и/или

 

Перевод
на Уровень 3

Теоретические вопросы

Зачет

Практическая работа

Зачет

Тренерский лагерь

 

Теоретические вопросы

Зачет

Практическая работа

Зачет

Технический лагерь

 

Теоретические вопросы

Зачет

Практическая работа

Зачет

Общеобразовательные дисциплины

 

Лекции

Зачет

Контрольные работы

Экзамен

Экзамен

УРОВЕНЬ 3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ

Тренерский лагерь

 

 

Теоретические вопросы

Зачет

Сертификат
Выпускника
Финской школы
фигурантов в России

Практическая работа

Зачет

Выпускной экзамен

Экзамен


3.2. Программа обучения для студентов, имеющих звание РКФ «Помощник судьи в защитном разделе».
Кратко структура программы представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Программа «Финская школа фигурантов в России»

Наименование модулей

Форма
контроля

Результат

УРОВЕНЬ 1. БАЗОВЫЙ

Тренерский лагерь

 

 

Теоретические вопросы

Зачет

Перевод
на Уровень 2

Практическая работа

Зачет

Технический лагерь

 

Теоретические вопросы

Зачет

Практическая работа

Зачет

УРОВЕНЬ 2. ПЕРЕХОДНЫЙ

Тренерский лагерь

 

Перевод
на Уровень 3

Теоретические вопросы

Зачет

Практическая работа

Зачет

Тренерский лагерь

 

Теоретические вопросы

Зачет

Практическая работа

Зачет

Технический лагерь

 

Теоретические вопросы

Зачет

Практическая работа

Зачет

УРОВЕНЬ 3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ

Тренерский лагерь

 

 

Теоретические вопросы

Зачет

Сертификат
Выпускника
Финской школы
фигурантов в России

Практическая работа

Зачет

Выпускной экзамен

Экзамен

 

4.Содержание модулей программы.


Модуль «Тренерский лагерь»

 

УРОВЕНЬ 1. БАЗОВЫЙ.
Теоретические вопросы.
Освоение основных понятий: виды инстинктов. Причины, которые опреде-ляют поведение, демонстрируемое собакой.
Признаки добычного поведения, признаки агрессивного поведения.
Реактивная агрессия, активная агрессия, фрустрация. Способы, позволяющие вызвать фрустрацию, агрессию.
Признаки поведения избегания, положительные и отрицательные стороны добычного поведения, агрессии, и поведения избегания. Канализирование агрессии в добычное поведение. Основные принципы защитной работы.
Практическая работа.
Тренинг по освоению базовых навыков:
- умение "читать" собаку,
- приемы, позволяющие получать от собаки нужное фигуранту поведение,
- умение работать над сменой инстинктов,
- способы работы над хваткой и др.
Практическая работа фигуранта с собакой происходит индивидуально. При полном контроле со стороны преподавателей и сокурсников фигурант, работая с собакой, должен применить полученные на теоретической части знания. Цель практической работы: "прочитать" собаку, дать ей характеристику (фрустрационная или реактивная, например), определить проблему данной собаки в защитной работе (неполная хватка, неуверенность, и т.д.). В соответствии с выявленной проблемой студент должен уметь объяснять, какие проблемы он увидел у данной собаки и как построить тренинг так, чтобы были найдены и показаны пути решения проблемы и развития навыков собаки. На этом уровне уделяется особое внимание своевременности действий фигуранта (своевременность подкрепления или увеличения давления (ментального).
Даже если у студента не получилось идеально построить тренинг, он должен суметь объяснить, какие ошибки он допустил и как бы стал строить тренировочный процесс с данной собакой в дальнейшем. Очень желательно, чтобы на данном уровне студент работал каждый подход с новой собакой, с которой не работал ранее, чтобы приобрести опыт работы с разными собаками и научиться строить тренинг, отталкиваясь от того, что показывает ему конкретное животное.
Преподаватель подробно разбирает правильные действия и ошибки, дает рекомендации, при надобности показывает личным примером, как следует действовать.
В обсуждении тренинга участвую твсе студенты группы. Особенно приветствуется активность проводников в плане обратной связи: в желании получить советы по своим действиям от преподавателей, т.к. хороший результат возможен только при понимании процесса и четких действиях не только фигуранта, но и проводника. При неправильных действиях фигуранта и/или проводника тренинг может быть остановлен преподавателями для разъяснения фигуранту и/или проводнику его задач и действий. Параллельно происходит работа над техникой работы фигуранта - как правильно дать хватку, как безопасно принимать собак на атаках и т.д.

УРОВЕНЬ 2. ПЕРЕХОДНЫЙ.
На втором уровне внимание акцентируется на обучении студентов работать в связке «фигурант-проводник».

Теоретические вопросы.
Совместные действия фигуранта и проводника при обучении собаки элементам программы IPO. Способы повышения активности собаки.
Конфликт инстинктов. Цель и способы добиться конфликта (между добычей и агрессией, агрессией и послушанием, добычей и послушанием).
Активная и пассивная коррекция, актуальность и способы ее применения. Защитный треугольник. Классическое и инструментальное научение.
Практическая работа.
Фигурант, учащийся на этом уровне должен уметь видеть процесс тренинга в целом, следить за своими действиями, собакой и действиями проводника, управлять ими. После подробного разбора различных ситуаций на теоретической части эти навыки и технические приемы отрабатываются на практических занятиях. Так же особенно приветствуется желание проводников получить максимум пользы и максимум советов от преподавателей во время занятий в школе, и так же тренинг может быть остановлен преподавателями для разъяснения фигуранту и/или проводнику его действий и задач.
Студенты делятся на группы и обсуждают заданную тему вместе. На теоретической части каждая группа излагает преподавателям и товарищам ответы, получает дополнительные вопросы и обратную связь.

УРОВЕНЬ 3. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ.
Переход на третий уровень и выпускной экзамен происходят только на осенней встрече «Финской школы фигурантов в России».Студенты, успешно проявившие себя в период обучения на первом и втором уровнях, переводятся на третий уровень и допускаются до выпускного экзамена, который состоит из трех частей:
- экзамен по тренерской работе (один экзаменационный тренинг);
- технический экзамен (однократная работа по схеме IPO 1);
- обширный теоретический экзамен.
Пересдача экзамена целиком или по частям в течение одного учебного года запрещена.
Результат прохождения каждой из частей экзамена студент узнаёт только на окончательном собеседовании после прохождения всех трех частей.
Выпускной экзамен проходит в атмосфере дополнительного психологического давления со стороны преподавателей и считается сданным только при положительных результатах сдачи всех трех его частей.
При положительном результате экзамена, студенты проходят через посвящение, после которого им присваивается звание «Выпускник Финской Школы Фигурантов в России» и выдается соответствующий сертификат.


Модуль «Технический лагерь»


Работа фигуранта на состязаниях/ испытаниях/ проверке поведения. Требования к фигуранту как помощнику судьи в защитном разделе. Проблемы и задачи, с которыми сталкивается фигурант при работе на состязаниях/ испытаниях/ проверке поведения.
Технические навыки, необходимые для осуществления фигурантом работы на состязаниях/ испытаниях/ проверке поведения.
Работа фигуранта по подготовке собаки к состязаниям/ испытаниям/ проверке поведения.
Работа фигуранта в соответствии с правилами по дисциплинам и положениями об испытаниях/состязаниях/ проверке поведения.


Модуль «Общеобразовательные дисциплины»


Классификация домашних собак.
Основы ветеринарии и правила оказания первой доврачебной помощи.
Основы анатомии и физиологии.
Основы генетики. Генетика поведения собак.
Основы разведения собак.
Основы кормления собак.
Основы содержания собак.
Этология, ее значение в дрессировке собак.
Основные методы современной дрессировки собак.
Происхождение рабочих/спортивных дисциплин и история их развития в России и за рубежом. Национальные виды дрессировки/спорта с собаками. Международные дисциплины спорта с собаками.
Классификация и правила проведения мероприятий. Документация, необходимая для организации состязаний/испытаний, положения, формы отчетности, рабочие сертификаты, рабочие титулы.

5. Порядок перехода на следующий уровень.

Каждый из тренингов в течение каждой встречи является зачетом, за который студент получает оценку(зачтено и не зачтено).
Для получения оценки «зачтено» студент должен:
- на тренерском лагере:

  1. Правильно классифицировать тип поведения собаки.
  2. Определить проблему в работе собаки, которую необходимо решить.
  3. Решить проблему, построив тренинг так, чтобы наметилась тенденция к улучшению / улучшить ту сторону в работе собаки, которую студент выбрал.
  4. По окончании тренинга правильно описать свои действия и действия собаки и проводника на протяжении тренинга.
  5. Составить примерный план, рекомендуемый для продолжения тренировки данной собаки в будущем.

При неудаче в решении выделенной проблемы, по совместному решению преподавателей, наблюдавших тренинг, студент все-таки может получить «зачтено», если сумеет правильно объяснить свои ошибки и предложить другие варианты работы с данной собакой, которые могут привести к достижению поставленной цели. В данном случае за ошибки проводника, которые могли бы не возникнуть, если бы студент-фигурант грамотно объяснил проводнику, как он должен действовать, несет ответственность студент-фигурант.


- на техническом лагере:

  1. Показать схему защитного раздела в конкретной дисциплине.
  2. Отработать с собакой упражнения, предложенные преподавателем.
  3. Оценив особенности работы предоставленной преподавателем собаки, предложить варианты подготовки этой собаки к состязаниям/испытаниям/ проверке поведения.

5.1. Переход с Уровня 1 на Уровень 2.
Все студенты начинают обучение с Уровня 1.
Студенты, получившие  в течение трех дней  тренерского лагеря оценки «зачтено» в 80-100%  подходов-тренингов, допускаются до зачета по теории и при успешном его прохождении переводятся на Уровень 2.
     Студент, набравший оценки «зачтено» в 70% подходов-тренингов, допускается до зачета по теории и при успешном его прохождении в последний день встречи проходит контрольный тренинг, по результатам которого переводится на второй уровень или остаются на первом.
     В отдельных случаях по совместному и единогласному решению преподавателей студент может быть переведен на второй уровень раньше, чем по окончании третьего дня каждого лагеря.

5.2. Переход с Уровня 2 на Уровень 3.
Переход студентов со второго уровня на третий (как и выпускной экзамен) производится только на осенней встрече «Финской школы фигурантов в России».
Для перехода на третий уровень студент должен:

  • участвовать в обучении в Школе не менее одного учебного года (2 встречи, не считая текущей);
  • успешно сдать зачеты по теории и практической работе на втором уровне;
  • иметь оценку «зачтено» от преподавателей технического лагеря;
  • получить оценки «зачтено» минимум в 80% подходов-тренингов на текущей (осенней) встрече;
  • иметь правильное с точки зрения преподавателей отношение к своему делу и уважение к труду проводников.

Для перевода на третий уровень учитывается работа студента-фигуранта в течение всего учебного года, но определяющее значение имеет работа на текущей осенней встрече. Положительные отзывы от преподавателей технического лагеря обязательны.

6. Выпускные документы

Фигурант, которому выдано Свидетельство об окончании курсов РКФ «Финская школа фигурантов в России», получает одновременно полный комплект бланков документов для присвоения звания РКФ «Помощник судьи в защитном разделе».
Фигурант, получивший «Сертификат Выпускника Финской школы фигурантов в России», приобретает право не  только вести тренерскую деятельность, но и обучать фигурантов-стажеров и преподавать в Школе.